Строительство высоковольтных ЛЭП

Централизованное снабжение энергоресурсами потребителей выполняется посредством смонтированных ЛЭП. Подземная и воздушная прокладка высоковольтной линии электропередач требует определённых знаний, допусков монтажников, специальных материалов и разработанных планов. Все эти условия, вместе с правильно выполненными расчётами, гарантируют бесперебойную поставку энергоресурсов конечным точкам потребления.

Рис.1 Строительство ЛЭП на столбах СК

Этапы рабочего процесса

Работа по возведению линий электропередач начинается с детальной разработки проектно-сметной документации с получением разрешений в соответствующих организациях.

1 этап: Работа с проектом.

Это задание поручается инженеру с определённым опытом работы и соответствующим стажем. Специалист должен чётко ориентироваться в существующих нормах, требованиях и допусках расчётов на строительство высоковольтных ЛЭП. Обязательно принимают во внимание дальность расположения таких объектов:

После получения всех разрешений начинается подготовка к строительству и непосредственный процесс монтажа ЛЭП.

2 этап: Подготовка участка строительства.

Подготавливаются участки по запланированному пути прокладки. Рабочие вырубают кусты и деревья на территории монтажа. Выполняется предварительная заливка железобетонных столбов, обычно – это стойки СК 22 или 26, устанавливаемых под опоры высоковольтных ЛЭП. Конструкции доставляют на место работ.

Доставляются сами столбы и все комплектующие согласно сметной документации. На месте собираются выполненные из стальных сплавов опоры на болтовых соединениях. Мастера выполняют монтаж правильно собранных ЛЭП конструкций.

Материал изготовления и конструктивные особенности опор

Вид используемых опор выбирается согласно территории установки:

  • если столбы устанавливаются в начальных, конечных участках или точках поворота автомагистралей, то в проектах используются металлические опоры на анкерных соединениях; такие конструкции способны выдерживать усиленные нагрузки и отличаются прочными стыковками всех элементов;
  • анкерные стальные высоковольтные опоры используются при монтаже ЛЭП через реки, каналы, водохранилища;
  • для дорог с прямым направлением достаточно использовать промежуточные столбы из стальных или железобетонных сплавов.

В стандартных допусках оборудование воздушных ЛЭП выполняется посредством алюминиевых, медных или стальных (очень редко) кабелей с разным количеством жил. В основном используются провода без наружного изоляционного покрытия. Современные технологии позволяют прокладывать защищённые жилы высоковольтных проводов. Такие линии реже подвергаются пробоям.

Разновидности опор высоковольтных линий электропередач

В современном сооружении высоковольтных линий электропередач чаще используются металлические и железобетонные столбы. Очень редко устанавливаются опоры из дерева.

Рис.2 Виды опор высоковольтных линий

1. Деревянные столбы на приставках ПТ 45.

Уже редкие деревянные конструкции выполняются из лиственных (реже сосновых) брёвен. Дерево проходит предварительную сушку и обработку. Используемые пропитки обеспечивают:

  • стойкость материала к гниению;
  • защищают от грызунов и вредоносных насекомых;
  • повышают степень жаростойкости.

Такое дерево покрывается защитным слоем лака и подлежит регулярной покраске. Опоры поддерживают линии с напряжением в 220 кВ и устанавливаются непосредственно в грунт, на ж/б сваи, с помощью приставок, отлитых из железобетона.

2. Железобетонные энергетические сваи.

Такие конструкции характеризуются большей стойкостью к нагрузкам, прочностью материала изготовления, способностью поддерживать высоковольтные сети с напряжением 110 – 500 кВ. Конусообразные, цилиндрические и с прямоугольным сечением столбы комплектуются траверсами (держателями для проводов) и изоляторами.

3. Металлические опоры.

Для строительства ЛЭП со сверх- и ультравысоким напряжением в 330-500 и выше 750 кВ соответственно используются металлические опоры. Устойчивые и прочные конструкции изготавливаются разборными (на болтах), сварными, решетчатыми или МГС. Сборка первых выполняется прямо на месте монтажа.

Завершающим этапом строительства станет подписание акта сдачи объекта в эксплуатации, после чего выполняется подключение линии.